cielly (cielly) wrote,
cielly
cielly

Category:

Персональная пранаяма. Альбом «О2», Диана Арбенина / Ночные Снайперы (2020)

То самое чувство, когда у артиста из твоей личной первой линии выходит очередная пластинка, и не откомментировать сие невозможно хотя бы в силу сложившейcя многолетней традиции, даже когда музей из текстов в жж давно заброшен и забыт.
Ну что ж, поехали.



И чудаки ещё такие есть
Вдыхают полной грудью эту смесь
И ни наград не ждут, ни наказанья.
И думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же неровного дыханья.
(Навеялся мне Владимир Семёнович...)


Первая реакция на новинку: сюрприз-сюрприз! Удивительно, но альбом внезапно не озаглавлен «Карантин как предчувствие», «Паноптикум самоизоляции» или «Сбросьте маски, господа». И на нём не обнаружено ни одного трека с актуальным в этом сезоне текстом про ограничения и нерабочие дни. Хоть бы какая захудалая строчка нашлась про бесконтактную доставку… Эх, Диана Сергеевна, какой бездонный топик 2020 года вы прощёлкали и не увековечили в своём творчестве! :))) И это при всей-то её любви к хайповым модным темам и мемным словечкам. Делаем вывод - взрослеет меняется Диана, наверное, что лично меня радует.

А с другой стороны – где ж они, эти изменения, спросите вы, когда из года в год в её музыке прослеживается одно и то же – отчаянное стремление оставаться «своей в доску» для массовой аудитории и делать такой продукт, чтобы было модно-стильно-молодёжно? Я бы даже сказала – молодёжненько. Встаёт перед глазами не слишком весёлая картинка женщины уже в хорошем таком зрелом возрасте (ну будем честными, да?), которая изо всех сил делает то, что в народе называют «молодиться» - нарочито ведёт себя как прыщавый подросток, хотя внутренностями она давно уже не он. Носит мини-юбки, кокетничает как пятнадцатилетка, красит губы в барбиобразный розовый цвет и тому подобное. Я сейчас говорю не о ДА конкретно, а вообще – ну, идея понятна.

Что характерно – в новом альбоме это «молодение» тире моложавость тоже есть. Актуальные аранжировки, радийное звучание, саунд-хуки, вся из себя такая свежесть ритмов, тематика строчек - и одновременно со всей этой шелухой в нём безусловно есть то, что тщательно спрятано внутрь, но явственно торчит наружу – её невыжигаемая годами суть, за которую любим, и бьём, и любим, и снова бьём... и эта музыка будет вечной, если я не сменю батарейки(с). Не знаю, как вы, а лично я, наверное, уже и не сменю. :))

Царствует в альбоме вовсе не рок, прости господи, и не музЫки с аранжировками (которые тем не менее весьма хороши, на мой вкус), и даже не фирменные арбенинские строчки, от которых то пьянеешь в восторге, то охреневаешь в ужасе (я, к слову, бросила обращать на её тексты пристальное филологическое внимание с придирчивой лупой, дабы не расстраиваться, хотя должна честно признать - в «Кислороде» качество текстов стало намного, намного лучше, чем на паре предыдущих альбомов). Нет, всё перечисленное — это фантик. Классный, шуршащий, претендующий на Золотые Граммофоны и дуэты с поп-дяденьками, но фантик. Для тех, кто не смотрит в глубь и в суть.

А суть альбома есть бесконечная лирика, женственность, зрелость и начинающееся душевное движение строго вверх – не зря в тексте почти каждого трека (я не считала специально, но вот такое у меня осталось личное послевкусие) упоминаются либо Бог, либо небо, либо дыхание, либо воздух - он же, простите, кислород. В отношении начинки название пластинки О2– лучше было не придумать, в отличие от заглавий прошлых альбомов с нарочитой и вычурной претензией.

И вот эта самая воздушная струя пронизывает, омывает и спасает на альбоме ВСЁ - даже регулярный треш в текстах типа противного слова «гопник» (привет вечнозелёной «лаже» в лексиконе, Диана Сергеевна наша неисправима!), и даже нелюбимую мной попсу-гугл-стайл в Казино, и даже странноватые танцулечные ритмы в паре песен. Альбом настолько прозрачный и лёгкий, что на нём хочется летать, как на воздушном шаре. Я прослушала его целиком, и у меня точь-в-точь повторилось то ощущение перенасыщения мозга кислородом, когда в июне я вышла из квартиры на моём 20-м этаже в Наружу, послушно просидев взаперти на карантине почти 3 месяца – и опьянела от летнего воздуха.

А моя личная oxygen-формула этого альбома, которой я не могу надышаться – непотребно красивый, изумительный вокал ДА. Он с каждым годом становится лучше и бессовестно матереет, как портвейн в морщинистой от пыли бутылке, обрастая новыми грудными нотками, оттенками и обертонами. Ну нельзя, блин, ТАК петь, Диана Сергеевна, пожалейте вашу публику! :)) Хочу услышать, как она будет петь в 70 – только, надеюсь, не про гопника :).

И мои любимейшие «кандагарские» нотки на грани ультразвука, и это фирменное пропевание длинных гласных в её уникальной личной манере с прыжками от нижних нот к верхним (фразу «сколь-ко-мо-жно!» из «ночь без» я бы поставила на рингтон) – всё это роскошество в изобилии наличествует на пластинке, и это мой адский личный кайф, большой подарок от артистки. Спасибо!

А теперь пройдёмся по трекам, хотя я лично восприняла альбом очень целостно, и в данном конкретном случае сумма и синергия слагаемых явно получается больше, чем слагаемые по отдельности. Но тем не менее, возьмём лупу и критикнём по полной. :)

заметь
Шикарная песня и мой главный хит альбома. Влетела в мой актуальный повседневный плей-лист, выгнав оттуда хиты Марув и Бедросыча (чего только не сделаешь на карантине, чтобы не сойти с ума, даже купишь альбом Киркорова - я не шучу). И очень запахло мне в припеве манерой Евы Польна, которую тоже люблю уже 20 лет. Вышло классно! Попса, но высшей пробы.
Строчка «без алкоголя в гости не ходят» - пожалуй, мой личный топ текста на всём альбоме, и это не шутка и не издёвка. Есть такое понятие – распаковывающие слова, так вот, эта строка лёгким движением сделала unzip стольким горько-кисло-сладким воспоминаниям во мне, хотя казалось бы - простой банальный образ, а уж для Арбениной это вообще не поэзия ни разу, а вот поди ж ты…
Про клавиши я вообще молчу – это натуральные чудеса, вдувающие в песню пресловутый воздух.
Не ожидала такого аудиолакомства от Дианы Сергеевны в самом начале альбома. И это только начало…
Оценка: 10/5

авиарежим
Вот вам и качели с контрастиком – от оооо на предыдущем треке до буэээ на этом. Не моё от слова вообще, песня плоская, а попсовый ритм не добавляет песне интриги. Трек улетает в мусорную корзину, она же топка. Хотя слушать в фоновом режиме в рамках всего диска можно.
1/5

самый красивый гопник
Пардон, но сразу жёстко снимаю половину баллов за слово гопник. В этом вся Диана Сергеевна: сочетание в текстах роскоши и фигни. Портит ли ложка дёгтя бочку с мёдом? В моём случае – да.
Во всём остальном песня хороша, и особенно припев с тем самым вышеупомянутым пропеванием нот, которым я убалдеваюсь. Но гопника-то, гопника куда девать? :)))
3/5

неторопливая любовь
В целом песня зашла, но это скорее крепкий середнячок, чем алмаз.
Радует многолетняя преемственность образа тигра в поэзии Дианы Сергеевны :)
4/5

секунду назад
Песня, стилевО составляющая безусловный дуэт с «камнем». Нежная, тонкокожая, болезненная, она как тощий беспризорный котёнок с перебитой лапкой, которого хочется отогреть и накормить (хех, вот куда заводят ассоциации с упомянутым сиротой, вот что поэт животворящий делает! :).
5/5

ночь без
И-зу-ми-те-льный трек. Один из безусловных диамантов альбома.
Нервный и рваный ритм куплетов нагнетающе звучит как призыв-sos откуда-то из-под толщи воды в жажде живительного воздуха - и на припеве воздух приходит.
Единственный царапающий меня момент в тексте – соседствующее сочетание слов «приручить» и «ручной»… эээ, ну как бы это... я бы, конечно, такой косяк-дубликат поправила… но автор – барин, точнее барыня :)
Песня уходит в мой личный золотой фонд арбенинских вещей ever и получает заслуженную супероценку. Браво!
10/5

переживём
Черные платья сменились на красные - к чему бы это? :)
Песня крепко сшита на контрасте куплета-припева, когда выпадает в плей-листе - не переключаю, гитарки добавляют аранжировке жаришки... Вроде нравится, но любимой не станет, уж не знаю почему.
4/5

марракеш-марокко
Тот редкий случай, когда «о»кустический оригинал на квартирнике мне совершенно не зашёл, а вот 7-минутная версия, скроенная по бессмертному рецепту лоскутного одеялка а-ля «Богемская Рапсодия», оказалась ближе и понятнее.
Помимо очевидной Рапсодии, вспомнился мне тут и дианин Кафка (обожаю навсегда!), и стиль любимейшей же моей Агаты Кристи (обожаю навсегда-2!), ну вот, видимо, теперь придётся обожать и марокко с марракешем, что поделаешь.
Отличный трек. Именно так звучит актуальный звук группы Ночные Снайперы на сегодняшний и завтрашний день. А как они зазвучат послезавтра - поглядим :)
5/5

рим
Терпеть не могу эту песню по иррациональным причинам. Песня отторгает до дрожи. Личное субъективное неприятие, как и соответствующая оценка.
В истории творчества Дианы есть ещё только одно произведение, которое бесит меня с подобной силой - Кукуруза.
Короче, в топку-2. Извините.
-0000/5

эксперимент
Никогда не знаешь, когда на альбоме вскочит прыщ, пардон, заиграет «гугл». Куплеты очень нравятся, припевы - ну такое. Контрастный душ – не то, что я обожаю в музыке, мне нужно, чтобы в объекте нравился весь организм, а не по частям.
Плюс с самого первого прослушивания и каждый последующий раз у меня чешутся руки заменить в тексте слово «эксперимент» почему-то на «манекен» - люблю экспериментировать и беспощадно править авторские тексты :))
3/5

казино
Ещё один вечнозелёный «гугл», куда без них, с ними просто надо смириться - надеюсь, с годами у меня это получается всё лучше :))
От нулевой оценки песню спасает только роскошный хоум-видео стайл клип с роскошными же Артёмом и Мартой. За клип - вау и браво, за песню - ну не знаю.
2/5

камень
Вот мы и добрались до абсолютного шедевра, который прячется на пластинке, прикинувшись скромной ветошью в скупой аранжировке.
«камень» - это именно та Диана, которая навсегда останется особенной артисткой в моей жизни: даря словесные смыслы, распаковывая (повторюсь) забытое прошлое и оживляя точки боли и счастья одновременно, затапливая морем ощущений, окутывая вокалом, клавишами и вот это вот всё.
Короче, в этом треке - та самая арбенинская магия, которую невозможно пропить и профукать, что бы с ней ни происходило, что бы она ни сочиняла на потребу публике.
Это то самое ОНО – что держит меня приклеенной к её творчеству уже ХХ лет.
На репите со дня премьеры. Обожаю.
100/5, не меньше.

кислород
И вот наконец заглавный трек, вроде бы он должен увенчать весь комплект, но как-то мне не заходит. Не хватает чего-то неуловимого - минора, нерва, надрыва, соли, перца, куркумы, уксуса и прочих специй. Бесцветная такая получилась песня. Но в качестве финалочки – всё равно хорошо. И опять же – полётно, воздушно, кислородно, и очень в тему концепции диска.
3/5

Резюме: отличный вышел у Дианы релиз, крайне неравномерный и неоднозначный по содержанию, но неожиданно шикарный по духу и атмосфэре. Дышим и вдыхаем. И меня крайне радует, что она авторски не прекращает дышать и обмениваться этим дыханием с нами. Это оксигенирует и дарит надежду, что артист идёт вперёд, хотя мне казалось пару лет назад, что вот он, арбенинский тупик. Но нет :)
Ну не круто ли?
Tags: Диана Арбенина, музобоз
Subscribe

Posts from This Journal “Диана Арбенина” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments