cielly (cielly) wrote,
cielly
cielly

Categories:

Пятый элемент, как и было сказано.


Image source: link
Я давно пытаюсь нащупать «пятый элемент», равно как и предыдущие четыре, в рецепте сложной алхимии артистического перформанса, который давно для себя формулирую и выстраиваю в качестве теории, то бишь рабочей картинки. Пазл сей открывается медленннннно, не с первого раза, а с тысячного рубля :) В этом и кайф. Но по порядку - ordnung muss sein, как выражаются братья наши германцы.

Элемент номер раз. Мой личный грааль, основополагающий камень - СИГНАЛ. Повторюсь кратко, ибо писала об этой теме много: сигнал артиста и его качество (грязь vs чистота) есть соответствие тонких внутренних вибраций внутри эмоционального тела артиста условной телеграмме, которую он/она посылает в зрительный зал. Качество сигнала измеряется зрителем по иррациональной и очень личной ощущенческой шкале в диапазоне «верю - не верю». Артист, в чьей чистоте сигнала я хотя бы раз усомнилась, перестает для меня существовать (прецеденты были и не раз :) Тут как в личных отношениях - раз почуяв лажу, перестаешь открываться и доверять человеку, каким бы раскрасавцем он ни был :)
Есть, разумеется, люди, которые способны прощать-терпеть-закрывать глаза и на сомнения в вере думать «ой, мне наверно показалось». Я не из их числа. Слегка черно-белый подход, но что есть, то есть. Вопрос веры и доверия мне архиважен. И подсознательно, я думаю, он важен для любого зрителя-слушателя, который желает разобраться в перформансе артиста чуть глубже, чем просто потребительски.
Тема сигнала и его конгруэнтности - ключевая не только на сцене, но и в жизни. Проживать и прожёвывать жизнь не на своем сигнале - это малоприятная вещь. Но не буду уходить в бездны философии :) Не о том пост.

Элемент номер два. ЭНЕРГИЯ. То, на каком её уровне артист способен работать, сколько условных килоджоулей он/она из себя достает и швыряет в зрительный зал, получая эти инвестиции помноженными обратно - и так по кругу до взаимной кульминации и взрыва. Зритель измеряет этот элемент по шкале чуть менее иррациональной и чуть более обьективной: диапазон «штырит - не штырит». Это самый простой и легко нарабатывающийся элемент в артистической матрице. Первый шаг для любого артиста в освоении зрительных залов. The ABC, как говорят инглиш спикеры.

Элемент номер три - МАСТЕРСТВО. Пресловутые мелизмы, господипрости. Всяческая октавность. Попадание в ноты и тд и тп (тут мне сразу становится дико скучно). Для многих (например, Градского) восприятие и оценка артиста происходит исключительно на этом, весьма бедном и одномерном уровне. Я лично расширяю для себя понятие мастерства от вокала до холистично всего, что делает артист с точки зрения stage presence (как это по-русски? а, сценическое присутствие): от остроты подачи до качества звука (тут немедленно вспоминается Земфира) и прочих фишек продакшена. Зрители оценивают весь комплекс мастерства по линейке «круто - не круто». Этот элемент можно оценить наиболее объективно - тут как раз работает вполне измеряемая алгебра.

Элемент четыре. АКТ ТВОРЕНИЯ. Копирует ли артист уже известные ролевые модели или же сам создает нечто новое - в манере, подаче, стиле, контенте. Можно быть условным артистом а-ля волчков, идущим удобной и непыльной магомаевской дорожкой, а можно с дискомфортом для себя и порой для публики ломать рамки, расширять зрителю границы в мозге и эмоциях, и таким образом не клонировать известные единицы арт-материи, а создавать в ней новые клетки. Шкала оценки - «скучно/знакомо - не скучно / не знакомо».

Элемент пять. ПОТОК. Эту шкалу криво сформулирую как «засасывает - не засасывает», точнее слов пока не нашла. Как альтернатива: прёт или не прёт (и артиста, и зрителя :) Поток - это отсутствие у артиста напряжения и контроля над выступлением. Оно происходит, но какбэ само по себе, без осознанной включённости артиста - а сам артист в это время какбэ выпадает из игрового поля сцена-зритель, он с нами и одновременно не с нами. Большинство артистов в поток впадать не умеют - даже не в длительный, а хотя бы в двухсекундный. Когда в выступлениях артистов я иногда вижу эти крупицы-секунды «падений», то всякий раз они для меня на вес золота: моменты потока очень высокоэнергетичны.

Вот она, формула; вот мой идеальный артист: в нем или в ней должны шкалить на крайней верхней отметке градусника все пять магических элементов. Но это фантастика, сынок(с) :))

Например, по первой четверке элементов у меня нет никаких вопросов к Зе, но с Потоком у нее всё скорее сложно. На мой взгляд, она крайне редко отпускает себя на сцене. Моменты, когда это происходит, я помню наизусть, это мой личный золотой Зе-фонд. Эх, делала бы она это чаще... но супершкалящее в её случае Мастерство сдерживает Поток, потому что это конфликтующие понятия.

Или возьмем недавний пример - Mélovin в финале отбора. До истинного мастерства у пацана ещё путь минимум в тысячу ли, и он сделал по нему ну максимум десяток шагов. Зато Сигнал и Энергия, которые хлещут за край, искупают любые пробелы, включая инглиш полный капец-стайл: сорри, Костик, я всегда говорю правду.:) Несколько секунд в завершающей коде был и Поток, он сумел запрыгнуть туда; тем финал ценнее полуфинала, а не только огнем. На самом Евро, конечно, с Потоком будет не алё, там слишком напряжение зашкалит. Но мне в кайф сам факт, что он это может и умеет. А значит, впереди много классного. Даже если инглиш не улучшится, да и чорт с ним.:)

И в качестве иллюстрации. Единственный выступ из Голосов Франции и Украины за прошлые пару недель, который записался мне прямиком в сердце.
Сигнал - изумительно чист (ещё раз, это невербализуемо, чистоту сигнала чуешь подкожей на уровне да/нет, третьего не дано). Чист и всё.
Энергия - тонкая, кружевная, изящная. Меня лично вштырило.
Мастерство - не конвенциональное: хриплый (прокуренный, фыркнул бы небось старина Градский), местами даже не-в-нотный голос, но зато подача классная: не нарочитая, какбэ в себя, интровертно-закрытая, но оттого еще более притягательная. Такому не учат, это врождённый skill.
Творчество - в полной мере. Так необычно спеть такой отборный нафталин. Я не люблю песни Пиаф, но конкретно эту скачала себе и переслушиваю. Вся фишка, как обычно, не в том, что именно исполнять, а в том - как.
... Ну и поток - бьет ключом, течет рекой. По-моему, она в принципе из него не выходила: ни до выступа, ни во время, ни после. Обалденное выступление. Сохранила себе буквально везде - подзаряжаться.
Tags: melovin, the voice france, Земфира, музобоз, размышлизмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments